http://s020.radikal.ru/i719/1502/5c/a56a12a1784c.jpg

По данным американского федерального агентства по контролю и профилактике заболеваний, смысла в собственном существовании не видят 40% жителей Америки. А это находит отражение в плохом самочувствии, более низкой самооценке, подверженности психическим и физическим заболеваниям, повышенном риске возникновения депрессии, неумении приспособиться к окружающей действительности и вызывает огромный спрос на всевозможные курсы обретения счастья. Но, как отметил еще Франкл, гонка за счастьем, парадоксальным образом, сильнее всего отдаляет нас от него.

«Ощущение счастья без ощущения смысла жизни характерно для мелкой, нарциссической и даже эгоистичной жизни. Человек безотлагательно удовлетворяет все свои потребности и желания, избегая любых трудностей и проблем», — писали недавно психологи из Стэнфордского университета. В описываемом там исследовании нескольким сотням американцев (от школьного до пенсионного возраста) был задан вопрос, ведут ли они счастливую (happy) и/или осмысленную жизнь (meaningful). Кроме этого ученые больше месяца следили за будничной жизнью испытуемых: за уровнем стресса, который они испытывают, покупками, семейными отношениями и т.п. После сопоставления заявлений с наблюдениями был сделан вывод, что ощущения счастья и смысла не всегда пересекаются, поскольку счастье связано с тем, чтобы брать, а смысл жизни с тем, чтобы отдавать.

«Счастливые люди черпают счастье из того, что получают от других. А люди, ведущие жизнь, наполненную смыслом, из того, что они могут предложить другим. Чистое счастье сводилось бы к отказу в помощи окружающим людям», — комментируют авторы исследования. Чтобы подкрепить свои социологические аргументы они упомянули также о практических различиях. Счастливая жизнь базируется на благополучии: здоровье, наполненном кошельке, свободе от стресса или страхов. Когда появляется болезнь или недостает денег, счастье исчезает.

А люди, ведущую осмысленную жизнь, оказываются более устойчивыми к ударам судьбы и даже готовыми пожертвовать «счастьем» ради «смысла».