"Коллективный разум" – понятие, которое родилось в конце ХХ века из наблюдений за поведением муравьев и пчел. Как и люди, эти насекомые делают ставку на совместный труд, для того чтобы выжить. Сегодня это понятие развивается под влиянием новых технологий, интернета и социальных сетей. После того как эта идея завоевала популярность, она стала широко использоваться коучами, менеджерами и специалистами по человеческим ресурсам. Все чаще в компаниях устраиваются всевозможные тренинги, видеоконференции, мозговые штурмы, повсюду появляются офисы с открытой планировкой.
Предполагается, что такой формат оптимален для работы: надо общаться, поддерживать связи друг с другом, чтобы быть более умными, эффективными, производительными.
В организованных коллективах, армии, религиозных группах, по мнению Фрейда, быстро наступает затмение разума. Мы все ощущаем себя братьями и одновременно попадаем в плен коллективных фантазий, отказываемся от собственной воли. Находясь под гипнотическим воздействием нашей любви к лидеру, мы готовы ради него на все. Понятия добра и зла перестают существовать, критический ум замолкает.
Собравшись в группу, мы легко утрачиваем самостоятельность суждений и глупеем. Чтобы этого не произошло, коллектив должен иметь цель, искреннее желание чего-то достичь, проявлять волю. Ничего общего с отупением и стадным инстинктом толпы! Созидательная энергия группы работает там, где мы дополняем и ценим умения и навыки друг друга. Когда мы сотрудничаем и реализуем свои способности в рамках группы, когда наш голос не заглушается шумом толпы – тогда и появляется коллективный разум.
Читать полностью: psychologies
Комментарий:
Нет причины во мне – вот что интересно! Не я виновен в том, что я такой, а общая система. Но я могу способствовать изменению системы, и тогда она подействует на меня. Собственно, методика интегрального воспитания дает человеку понимание, как устроен мир, и как мы можем им управлять.