http://www.globosfera.info/files/2016/04/zeus.jpg

Примерно 70% населения планеты исповедует одну из крупных мировых религий, в которых существует идея о всезнающем Боге (или богах), карающем за прегрешения. Эти религии вытеснили многие местные верования, в которых подобных идей не было.

Антрополог Бенджамин Пуржицки (Benjamin Purzycki) из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia, Канада) вместе с коллегами решил проверить гипотезу о том, что подобные верования способствуют развитию кооперации между людьми, что является важной предпосылкой развития цивилизации. Для этого исследователи провели собеседование и игровой эксперимент в общей сложности с 591 человеком из восьми различных культур в разных уголках планеты – в Сибири, на Фиджи, в Бразилии и других регионах. Некоторые из этих людей работали по найму, другие вели традиционный образ жизни охотников-собирателей. Часть участников исследования исповедовала какую-то из главных мировых религий – христианство, буддизм или ислам, другие же были приверженцами традиционных верований и поклонялись различным местным богам или духам предков.

Многие участники активно нарушали правила в свою пользу. Однако соблюдение правил сильно зависело от исповедуемой религии. Те, кто верил во всезнающих богов, следящих за соблюдением моральных законов и карающих за прегрешения, гораздо честнее распределяли монеты между собой и далеким незнакомцем той же веры. При этом вера в богов, награждающих добрые дела или же в карающих местных (то есть не всеведущих) богов или духов не влияла на поведение участников.

По словам Бенджамина Пуржицки, верующие в строгого всеведущего Бога (или богов) «честно соблюдают правила по отношению к людям, которых они никогда не видели». Исследователи полагают, что подобные верования способствовали созданию социальных и экономических институтов, лежащих в основе цивилизации. При этом ученый подчеркивает, что из этих результатов не следует, что религиозные люди добрее прочих – они всего лишь более склонны к сотрудничеству (причем лишь с единоверцами).

Читать полностью: psychologies

Комментарий:

Система правосудия – это образовательная система. Задача судьи в каждом происшествии – объяснить народу суть произошедшего, его положительные и отрицательные стороны относительно человека и общества, относительно животных, растений, природы. Мы не можем обвинять льва за то, что он напал на оленя, ведь такова его природа – не плохая и не хорошая, а просто инстинкт. Но про человека мы можем сказать, что он совершил хорошие или плохие поступки. Поэтому мы можем судить его мысли, желания и действия. По этой причине, человек нуждается в обучении, в воспитании. Его нужно обучать всему в жизни. Мы понимаем, что у нас есть разум и чувство – системы, которые в каждом необходимо уравновешивать так, чтобы ум превалировал над сердцем. Тогда каждый будет знать, как правильно взаимодействовать и взаимовключаться с другим, путем взаимопонимания и сближения желаний.