В обыденной речи, обыденном сознании «самоутверждение» часто связывают с негативными чертами характера, с поведением, направленным на унижение другого человека. Известный психоаналитик Альфред Адлер называл такое самоутверждение личным и считал, что в этом случае повышение ценности Я, самооценки того, кто самоутверждается, происходит путем обесценивания личности Другого, то есть того, на ком самоутверждаются. Самоутверждение не исчерпывается только личным превосходством над другими. Так, согласно Адлеру, человек способен не только к личному, но и к конструктивному самоутверждению, то есть к превосходству над самим собой. Чем в большей степени человек утверждает свою личность, обращаясь к конструктивным способам превосходства, тем в большей степени он ценит других и дорожит общением с ними (личным, профессиональным, семейным и др.).
Иными словами, самоутверждение не препятствует развитию у человека социального чувства и даже способствует его укреплению. Почему это именно так? Дело в том, что конструктивное самоутверждение личности связано постижением человеком себя и своих возможностей и с таким же отношением не только к себе, но и к другим людям. В этом случае Я одного человека становится равноценным Я другого человека, других людей, благодаря общению с которыми мы получаем так называемое «отраженное» мнение о себе. Таким образом, необходимость самоутверждения обусловлена стремлением человека к самораскрытию, к постижению себя, в том числе и благодаря открытому взаимодействию с социумом.
Наталья Харламенкова
доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН
Читать полностью: ПОСТНАУКА
Комментарий:
Мое эгоистическое желание должно обратиться в желание отдавать и любить, хотя бы немного. Эта сила должна «отформатировать» меня в более духовного человека – в более отдающего, любящего, действующего на отдачу вне себя. Эти изменения против моей нынешней природы, я не желаю их. Я хочу, чтобы все устроилось согласно моим представлениям.