img]http://lj.okamaster.ru/canon/0707/IMG_6121.jpg[/img]
На руках смешной загар, в волосах до сих пор песок, а в голове свежо.
Хотелось просто проехать на велосипеде по красивым местам, посмотреть новый маршрут для походов и, заодно, узнать больше про Сибирский тракт. По стечению обстоятельств маршрут начался не из Казани, как планировался, а прямо от порога моего дома. Это, кстати, очень понравилось и впредь я буду стараться планировать местные маршруты именно из Набережных Челнов. В пятницу, 5 июля, 17.00 мы с Dmixa затарились продуктами на вечер и утро и выкатили из города в направлении СЭЗ "Алабуга", что бы уже сегодня пересечь границу Удмуртии и встать на ночёвку в еловом лесу.
Первая деревня - Бехтерево, где родился известный русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы Бехтерев Владимир Михайлович. Изначально деревня называлась Сорали, но в честь учёного её переименовали.
Разрушенная церковь в д. Бехтерево
Недолго проплутав по дорогам в промышленном районе, мы выкатили в деревню Гари, где набрали воды, поболтали с местными мелкими велосипедистами и поехали в сторону с. Мари-Возжай.
А это церковь в д. Гари.
Как известно, в России всегда было плохо с дорогами, а особенно на границе регионов. Настало время убедиться в этом ещё раз. Асфальт неожиданно кончается в Татарстане и в Удмуртии начинается грунтовая дорога. Как только пересекаешь границу, сразу же появляются пахучие еловые и пихтовые леса. Вдыхая свежий воздух, проскакиваем д. Нов. Мишкино, где уже и говор удмуртский и люди приветливее и через десяток километров, в районе деревни Мари-Возжай, выезжаем на асфальт.
Вот так начинается (кончается?) асфальтовая дорога на границе двух республик.
Солнце быстро катится за горизонт, в воздухе уже пахнет туманом, но мы продолжаем удаляться от города, поставив перед собой цель - 100 километров. Промелькнул стороной РЦ Грахово, дорога пустынная, затяжные тягуны сменяются весёлыми спусками. Появились комары, которые на редких остановках пытаются испортить впечатление от удмуртского края. Спустившись к реке Умяк, мы были свидетелями рождения тумана на полях.
Туман над Янцзы.
Солнце окончательно село, пора вставать на ночь. По карте нахожу ручеёк Красный Ключ, где мы быстро ставим палатку, кушаем чечевицу с колбасой и ложимся спать. Ноги гудят от удовольствия.
За день пройдено 93 километра, почти всё асфальт. Затрачено 5 с хвостиком часов.
Проснулся за 30 минут до будильника, на улице уже солнце и щебечут лесные птицы. Быстро варим завтрак и выезжаем в направлении ст. Кизнер, где в 07.30 нас будет ждать ещё один участник - Володя. За 2 часа пролетаем 35 километров, покупаем продукты и выезжаем из посёлка. Весело болтаем, дорога асфальтированная, едем хорошо. Километров через 10 я понимаю, что направление трассы не то, что нам надо, возвращаемся назад, по пути заехав в д. Старый Трык. Картина, конечно, удручающая - деревня вымирает, улицы поросли бурьяном...
Разрушенный магазин в д. Старый Трык.
Нахожу нужную нам дорогу прямо около ст. Кизнер - ничем не примечательная грунтовка уходит за горизонт. Ехать можно, но скорость, конечно же, ниже асфальтовой. Вокруг красивые виды, жара, назойливые мухи. Иногда впадаю в транс и считаю обороты педалей.
Дорога на участке ст. Кизнер - д. Бодья.
В д. Бодья устраиваем праздник живота - йогурт, мороженое. Удивила главная площадь деревни - сама она засыпана толстым слоем песка, с одной стороны стоит Ленин, на заборе надпись "Чистому небу да, да! Ядерному взрыву - нет, нет, нет!" Вот такие сознательные жители.
Асфальт появляется неожиданно и точно так же пропадает. Вспугнули целую ораву цапель, которые грациозно поднялись с озера и удалились в камыши. Я насчитал 20 или 25 особей. Дорога из грунтовой постепенно превратилась в просто песчаную, где вяз Володя со своим велорюкзаком. Мы с Димой, с нашими наплечными рюкзаками, спокойно проезжали сложные участки. Кстати, о рюкзаках. Ездить в таком режиме можно, но больше чем на 2 дня не рекомендуется - на плечах появляются неприятные натёртости, да и позвоночник страдает. В районе д. Ямайкино (название какое вкусное!) открывается шикарный вид на окружающие нас просторы. Пологие холмы, покрытые лесом, глубокие овраги и тишина. Машины почти не попадаются, изредка мотоциклисты.
Осторожно, бабочки!
В д. Новое Кошкино встречаем мужичка, который очень удивлён тому факту, что мы своим ходом доехали до сюда из Набережных Челнов. Деревня вымирает, но на одно доме была замечена тарелка спутниковой связи, значит, люди пытаются выкручиваться! Периодически перекусываем и смотрим карту. Понять что и где на карте-километровке 1987 года очень сложно, но выручает GPS.
Новая церковь в д. Каксинвай.
В деревне Каксинвай местные аборигены показали дорогу на переправу через Вятку, утверждая, что через 5 километров мы выедем на трассу. Прокол у меня, слабенький, но ехать неприятно. Дорога сплошь песок - медленно не поедешь, быстро тоже, приходится ломить. Теперь о трассе. Представьте себе Кин-Дза-Дзу - пустыня, непонятные конструкции, суховей. Вот один в один с тем, что увидели мы. Бетонные плиты вперемешку с песком. Местные ездят вообще по полю. Деревни на горизонте кажутся вымершими, дополняет картину апокалипсиса грязный, коптящий КамАЗ-мусоровоз, который что-то выкопал на свалке около деревни Новый Сатнур и упылил за горизонт.
Трасса
У Володи кончаются силы, мы оставляем ему рацию и уезжаем в деревню Арык - за водой и разведать обстановку. На этом участке я выложился по полной, крутил педали с остервенением, перепрыгивая стыки бетонных плит. Арык оказался гостеприимной деревушкой с гастрономом и 100 метровым куском асфальта. Здесь мы все собрались (Володя таки доехал, узнав, что здесь есть и вода и еда) и решили ехать на переправу и уже там встать лагерем, на берегу р. Вятка. GPS показывал, что до трассы Казань - Пермь всего 2 километра, обнадёживал, гад. На деле трасса оказалась укатанной глинистой дорожкой, которая упиралась в пристань. Паром, последний на сегодняшний день, печально гуднув, отчалил и оставил нас на левом берегу. Напротив высился элеватор д. Гоньба. В этом месте много веков существовал перевоз, именно здесь проходил Сибирский тракт, само село Гоньба имеет многовековую историю.
р. Вятка, Гоньба.
Искупавшись в прохладной водичке, где течение чуть не стащило с меня плавки, мы поужинали, посмотрели на закат и завалились спать, даже не укрыв палатку тентом - душно. Ночью мне снились паромные переправы и живое малмыжское пиво.
За день пройдено 125 км, 90 из них - песок и грунт. 13 часов в пути (имеется ввиду полное время, а не только время движения).
Традиционно для Dmixa, позавтракали подгоревшей несолёной гречневой кашей с тушёнкой и загрузились на паром. Стоимость проезда - 10 рублей с человека, паром ходит 5 раз в день. Через 15 минут мы уже были на другой стороне, где нас покинул Володя, который дождался автобус до Малмыжа. Опять мы остались вдвоём. Дорога поражает воображение, таких крупных булыжников я ещё нигде не видел. Нынешняя дорога между с. Гоньба и РЦ Малмыж проложена поверх старого тракта, так что здесь искать его остатки бесполезно.
Вот такие камни пришлось перепрыгивать.
Появляется асфальт, но он нам не нужен, сворачиваем на полевую дорогу, в надежде найти искомый Сибирский тракт. Как потом выяснилось, тракт мостили камнем только в черте леса и на крутых подъёмах, а тут поле.
Dmixa на фоне Кировской области.
Родной край. Это уже Татарстан.
Замечательно промчались по грунтовке, попили вкусной воды из татарского родника и приехали в РЦ Балтаси. Заглянули в магазин и затарились продуктами. Опять едем по асфальту, дышать трудно.
В деревне Карадуван, где находится Музей Истории Сибирского тракта, мы находим директора музея, который везёт нас на Ниве до тракта, по пути рассказывая интересные подробности. Очень приятно общаться, человек на самом деле живёт этим.
Здание Музея.
Искомый Сибирский тракт и директор музея на нём.
Сам тракт в плачевном состоянии, по нему ездят гусеничные трактора, таскают лес... Длина сохранившейся части - 2200 метров, вся находится в лесу. Точка GPS дороги - N 56.27391 E 050.02753.
Наша История...
Потом мы посещаем музей, осматриваем экспозицию, фотографируем... Наз зовут пить чай со свежим мёдом, но нам надо в 17.00 быть в Арске, на вокзале, чтобы успеть на казанскую электричку.
Успеваем впритык. Путешествие закончилось.
За день пройдено 115 километров, из них 50 по грунту.
Всего пройдено за 3 неполных дня 330 километров разных дорог.
Для себя я открыл замечательный район для велопоходов. Кировская область и Удмуртия - красивые края, где каждый может найти свой уникальный маршрут. Кроме этого, я прикоснулся к удивительной истории нашей Родины, дышал воздухом столетий... Сибирский тракт для меня всегда был таинственным и интересным, теперь же он обрёл реальные черты и я продолжу поиски остатков древних дорог, что бы сохранить эту информацию для потомков.